Внутригородское Муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Полюстрово
На главную
Следите за нами:

Экстремизм в молодежной среде

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.


Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские акты же можно определить более точно, опираясь на два основных критерия. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:


а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;


б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.


Оба этих критерия подчеркивают, что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Несмотря на то, что отдельные экстремисты уже прославились на весь мир, экстремистские акты совершаются по большей части группировками.


В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, казалось бы, умных и образованных людей, которые являются той «искоркой,» из которой разгорается пламя экстремизма.


Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этноцентрических установок.


Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества.


С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:

1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;

2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур

отталкиваясь от собственных ценностей.


Каждая культура имеет собственную систему ценностей. Это крайне важно не просто знать но и учитывать при общении.

3) никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

4) Общаясь с представителями других верований старайтесь понимать и уважать их точку зрения.

5) Помните, что каждая культура какой бы малой она не была, имеет что предложить миру, но нет такой культуры которая бы имела монополию на все аспекты.

6) Всегда помните, что ни какие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группы над другой.


Чувство национального превосходства рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций:

1) возникновение идеологии антагонизма, вызванное изначальным разделением «своя», «чужая» группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайне негативные, часто основанные на стереотипных представлениях черты.

2) идеология национальной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним.

3) видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность национальная гордость или достойная цель.


Важно отметить, что каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от агрессии и насилия. Несмотря на то, что в конечном счете агрессивное поведение должно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественные мероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии, демонстрируемой отдельными индивидами или отдельными личностями. Здесь уместным будет отметить связь между доступностью материалов содержащих откровенные сцены насилия и уровнем агрессии. Выявлено, что чем более доступными являются материалы со сценами насилия тем больше случаев проявления насилия в жизни. Не смотря на то, что в различных СМИ обсуждается инициатива по ограничению содержания сцен насилия и их доступности, предпринимаемые с целью уменьшения агрессивности зрителей. Однако, маловероятно, что попытки медиа-индустрий как-то регулировать свои действия пойдут достаточно далеко, учитывая, то что передачи со сценами насилия привлекают большую зрительную аудиторию. Таким образом, цель защиты населения от высокого уровня насилия не совпадает с экономическими интересами. Поэтому важно, чтобы независимые организации, действующие на строго определенной правовой основе, взяли на себя обязанность контролировать доступность содержащегося в средствах массовой информации насилия


Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии – животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений.


Необходимо осуществлять спланированное воздействие на процесс формирования жизненных ориентаций молодёжи и собственно, на будущее тех народов к которым эта молодежь принадлежит. Стоит обратить особое внимание на студентов педагогических учебных заведений, будущим учителям и наставникам, которые и должны привить данные ценности детям. Сегодняшние дети это будущие жители единого демократического государства, которое станет по настоящему демократичным только в том обществе, где на всех уровнях сформированы и действуют толерантные отношения. 


Поделиться:

Яндекс.Метрика
Режим работы
пн - чт с 9:30 до 18:15,
пт с 9:30 до 17:00,
Обеденный перерыв - с 13:30 до 14:00
Выходные дни - сб, вс
Связаться с нами
Телефон: 226-55-07, факс: 545-41-07
Адрес: 195253, Санкт-Петербург,
пр. Энергетиков, д.70, к.3